Саруханов Тимофей - Бытие Определяет Сознание
Тимофей САРУХАНОВ
БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ
Великолепная формулировка! В ней есть нечто магическое. Недаром именно с
нее начинали постигать философские премудрости миллионы студентов. Иные
мыслители провозглашали это выражение критерием, позволяющим безошибочно
разделять всех философов на агнцев и козлищ, то бишь на идеалистов и
материалистов. Такова, мол, коренная проблема науки всех наук.
Тут действительно есть над чем задуматься. Обратите внимание: БЫТИЕ
ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ! Что бы это значило?
Перед нами самый настоящий словесный оборотень. С одной стороны, он может
означать, что БЫТИЕМ определяется сознание. С другой стороны, не менее
вероятен другой вариант: бытие определяется СОЗНАНИЕМ. Понимай хоть так,
хоть эдак - как пожелаешь?
Самое удивительное, что это обстоятельство сторонники данной словесной
формулы даже не замечали. Они твердили ее как заклинание. Материалисты
делали упор на первом слове, а идеалисты упирали на последнее. И каждый был
по-своему прав.
Стороннему наблюдателю может показаться, будто никакая коренная проблема
философии в таком случае не ставится и не решается. Произошло некоторое
занятное недоразумение - вот и все. Какая разница, на каком слове в
предложении поставить ударение?
А разница, оказывается, есть. И существенная. Ибо в одном случае
получается, что материя первична, а сознание вторично, а в другом -
наоборот.
Тут-то и начинаешь упорно шевелить извилиной: какой выбор сделать? Вроде
бы материя - вещь основательная. С ней все просто и ясно, грубой зримо. А
сознание - нечто неуловимо эфемерное, и толком даже неизвестно, где оно
сосредоточено - то ли в мозгу, то ли во всем организме, то ли вообще где-то
в космосе.
На первый взгляд хочется отдать предпочтение материи. Ее вокруг много.
Она в некотором роде - содержимое нашей Вселенной: пребывает в постоянном
движении, испытывает разнообразнейшие превращения и в благоприятных
условиях сама собой порождает жизнь, а затем и разум.
Схема получается привлекательной и убедительной... до тех пор, пока не
станешь обдумывать ее более основательно. Появляются каверзные вопросы.
Откуда бы взялась в косной, мертвой материи жизнь? Это же чудо из чудес:
одухотворение мертвых тел природы! Каким образом оно могло свершиться? А
потом еще вдобавок живая материя озарилась внутренним светом разума.
Почему?
Вспоминается гениально простой вопрос юного Маяковского:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
Подумайте! Ведь если в этой Вселенной нет никакого смысла, то и мысль
никакая в ней не появится, и разум не возникнет, и о существовании звезд и
всякой прочей материи никто ничего не будет знать, а потому их бытие или
небытие будут одинаково бессмысленны.
На этом самом месте идеалист вздохнет спокойно и провозгласит
торжественно: тезис о первичности материи ведет нас к признанию господства
хаоса и бессмысленности бытия, следовательно, изначален мировой разум, дух,
творец - Бог!
Ну вроде бы докопались до истины... если только на этом остановиться и
перестать шевелить извилиной. В противном случае ситуация складывается
обратная. Возникают сомнения в изначальности самого Бога!
Судите сами. Мировой разум предполагает существование мира (иначе он не
будет мировым). Вне материи жизнь и сознание превращаются в полнейшую
абстракцию. Чтобы ее выдумать, надо иметь какой-никакой мозг, а вернее -
вполне развитый рассудок человека. Таким образом, мы снова впадаем в
кромешный материализм, только что выпа